03 июня 2020 08:00
ВОЗ и активисты в сфере охраны общественного здоровья в разных странах мира вместе отметят этот праздник правильного образа жизни в последний день мая. Основное внимание в рамках глобальной кампании уделяется прогрессу и успехам на пути к полному избавлению нашего мира от данной зависимости, достигнутым за предыдущий год. В 2020 году главная тема - защита подрастающего поколения с особым акцентом на ограждении молодых людей от манипуляций со стороны табачной индустрии и профилактика употребления ими никотиновой продукции. Поскольку эта отрасль в большей степени нацеливает свою рекламу на юных граждан, как на новую потребительскую группу, отличающуюся особой уязвимостью перед веществами, вызывающими привыкание, данная проблема приобретает всё более острый и сложный характер. По данным, опубликованным в 2015 г., в мире табак курят 17% населения в возрасте от 15 до 24 лет. В Европейском регионе его употребляют 11,5% девочек и 13,8% мальчиков от 13 до 15 лет. Несмотря на то, что на протяжении последнего времени данный показатель снижается благодаря чрезвычайным стараниям активистов и организаций, нам необходимо приложить дополнительные усилия по защите уязвимых возрастных групп. Человек, который начинает отравлять организм до 20 лет и несколько старше, не только в большей степени рискует стать зависимым, но и утрачивает способность контролировать своё поведение в части курения на более поздних этапах жизни. Табачная индустрия намеренно навязывает молодым людям смертоносную привычку. Стремясь манипулировать, прибегает к методам приукрашивания продукции, стараясь сделать её более привлекательной, например, при помощи красивой фирменной упаковки или символики. Эти принципы работы стали очевидными в контексте возникшего в последнее время небывалого интереса к электронным сигаретам и нагреваемым табачным изделиям. Самые новаторские приёмы находят применение в маркетинговых стратегиях. Компании всё чаще привлекают влиятельных пользователей социальных сетей к пропаганде опасных для здоровья изделий, зачастую действуя в обход традиционных правил и норм. Так, информация, скрыто продвигающая эту продукцию (продакт-плейсмент), не обозначается как рекламное объявление, а негласно встраивается в другие размещаемые материалы. Эта проблема вызывает особую тревогу применительно к молодым женщинам и девочкам, которые являются главной целью маркетинга, проводимого через известных деятелей соцсетей. Во Всемирный день без табака мы призываем всех активных сторонников борьбы с никотином принять меры для защиты этих возрастных групп. Организовав на деле проведение кампаний и мероприятий, направленных на все сферы общественной жизни, чтобы сформировать у следующих поколений способность устоять перед соблазном и уверенно двигаться в будущее без самой вредной привычки.
Р. ИОНОВ,
психиатр-нарколог районной больницы
Все новости