Поиск по сайту

Официальный сайт администрации Базарно-Карабулакского муниципального района

Регламент по проведению мероприятий органами власти муниципальных образований в рамках легализации трудовых отношений

РЕГЛАМЕНТ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РАМКАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


В рамках реализации поставленных задач по легализации трудовых отношений в подписанном Губернатором Саратовской области Соглашении между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Саратовской области, в котором установлен контрольный показатель по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, на 99 000 человек и подписанных аналогичных Соглашениях между Правительством Саратовской области и главами администраций муниципальных образований, в которых для каждого муниципального образования установлен отдельный контрольный показатель снижения численности нелегально работающего населения определенный пропорционально доле экономически активного населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании.

Нелегальная занятость – это деятельность работников в организациях
и предприятиях, осуществляемая без соответствующего оформления трудовых отношений между работником и работодателем. Субъектами нелегальной занятости являются работники и работодатели, объектами – частные предприниматели, организации и предприятия всех форм собственности. Сферами деятельности, наиболее подверженные риску нелегальной занятости, являются те, в которых значительную часть оказываемых услуг (работ) осуществляют за наличный расчет и у руководства организаций и предприятий существует значительная возможность не легализации оборотных средств и сокрытия выручки от налогообложения. К таким сферам, прежде всего, относятся отрасли торговли, бытовых и косметологических услуг, общественного питания, строительства и ремонта, транспортного обслуживания, аренда, автосервисные услуги, услуги риэлтора и т.д.

Участниками Рабочей группы (далее – Рабочая группа) по реализации Плана совместных действий органов исполнительной власти области, контроля и надзора, объединений работодателей и профсоюзов Саратовской области по легализации трудовых отношений и сокращению нелегальной занятости в организации Саратовской области являются представители:

- органов власти области;

- прокуратуры области;

- Государственная инспекция труда;

- Пенсионный Фонд;

- Фонд социального страхования;

- налоговая инспекция;

- представители общественных организаций работодателей;

- профсоюзы.

Министерством труда и социальной защиты РФ письмом от 10 февраля 2014 года № 16-о/10/П-7674 рекомендовано организацию и координацию работы по снижению неформальной занятости в муниципальных образованиях поручить их главам администраций, с обязательным созданием соответствующих рабочих групп (комиссий).

На основании опыта органов власти Республики Мордовия по снижению неформальной занятости главам администраций муниципальных образований рекомендуется включить в обязательном порядке в состав рабочих групп (комиссий) глав администраций городских и сельских поселений. Кроме того, после доведения до администраций муниципальных образований в соответствии с заключенным Соглашением контрольного показателя снижения численности нелегально работающего населения (определенного пропорционально доле экономически активного населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании), рекомендуем заключить аналогичные Соглашения с администрациями городских и сельских поселений, в которых также установить контрольные показатели по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность на территориях городских и сельских поселений, входящих в состав каждого муниципального образования.

Точной оперативной информацией о количестве граждан России обладает Пенсионный Фонд РФ (далее – ПФР), так как им осуществляется персонифицированный учет граждан РФ, заключающийся в присвоении каждому гражданину России при рождении индивидуального страхового номера и открытия индивидуального лицевого счета застрахованного гражданина, на который поступают страховые отчисления работодателя. Ежеквартально всеми работодателями должны представляться соответствующие отчеты в ПФР. По данным ПФР за 2014 год в стране зарегистрировано свыше 75 млн. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, из которых на лицевые счета 22 млн. человек не поступают страховые отчисления – это около 30% от всего трудоспособного населения страны.

Основная задача, поставленная перед ПФР в рамках проведения мероприятий по легализации трудовых отношений, заключается в осуществлении персонифицированного (пофамильного) контроля за возобновляемыми страховыми отчислениями работодателей на лицевые счета своих работников.

Фонд социального страхования РФ (далее – фонд соцстраха) обладает оперативной информацией о зарегистрированных работодателях, т.е. индивидуальных предпринимателях, организациях и предприятиях, вставших на учет как работодатели, имеющие наемных работников. Индивидуальные предприниматели, не имеющие в найме работников, в органах соцстраха не регистрируются.

Федеральная налоговая служба РФ (далее – налоговая служба) также обладает точными персонифицированными сведениями о легально занятом населении, но не имеет оперативную информацию об этом, так как работодатели отчитываются в налоговую службу 1 раз в год, в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Государственная инспекция труда (далее – ГИТ) осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства и проверки организаций на основании утвержденного графика проверок, а также жалоб от работников, уведомительной информации от органов власти или других контрольно-надзорных органов, органов внутренних дел, содержащих факты нарушений трудового законодательства.

На основании действующего, на сегодняшний день, законодательства РФ, какие-либо проверки коммерческих структур осуществляются только в соответствии с регламентами контрольно-надзорных органов. К контрольно-надзорным органам относятся: Прокуратура РФ (далее – прокуратура), Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), Федеральная налоговая служба РФ (далее – налоговая служба). Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований вообще не имеют полномочия осуществления данных проверок.

В таких условиях возникает проблема осуществления внеплановых проверочных мероприятий, направленных на снижение нелегальной занятости. Так как, внеплановые проверочные мероприятия могут осуществлять контрольно-надзорные органы и органы внутренних дел РФ только после получения информации о наличии каких-либо нарушений, то возникает проблема определения субъекта - инициатора, сообщающего
о нарушениях в сфере нелегальной занятости. В результате обсуждения данной проблемы на заседаниях Рабочей группы было принято оптимальное решение, что таким инициатором будет выступать ПФР на основании имеющейся у него оперативной информации об индивидуальных предпринимателях, организациях и предприятиях.

Мероприятия, проводимые органами власти муниципальных образований, делятся на две категории: мероприятия, направленные на выявление нелегальной занятости и профилактические мероприятия.

К мероприятиям, направленным на выявление нелегальной занятости, относятся контрольно-надзорные мероприятия, осуществляемые путем выхода специалистов организаций, входящих в состав Рабочей группы для проверки индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций и предприятий. Кроме того, для проведения таких мероприятий рекомендовано привлечение представителей органов внутренних дел (далее – полиция) для обеспечения правопорядка.

Перед проведением такого мероприятия необходимо провести подготовительную работу, а именно: ПФР и фонд соцстраха предоставляет на заседание Рабочей группы информацию о «некорректной» отчетности работодателей. Некорректной отчетностью можно считать отчетность работодателей с указанием минимального количества работников при ведении определенного вида деятельности. Например, отчетность салона красоты содержит 1 работника. Как правило, салоны красоты содержат несколько рабочих мест (парикмахер, маникюр, администратор). Такой же подход можно применить и к автосервисам, общественному питанию, где невозможно осуществлять свою деятельность одним работником. Также можно отнести к «некорректной» отчетности информацию об одном работнике при наличии сети точек предпринимательства. Например: станция техобслуживания отчитывается за одного работника, но при этом имеет сеть точек, осуществляющих деятельность и при этом значительно удаленных друг от друга.

После предоставления информации о «некорректной» отчетности ПФР Рабочая группа отбирает наиболее сомнительные объекты и поручает органам власти муниципальных образований произвести предварительный их визуальный осмотр на предмет их идентификации отчетности (фактическое место нахождения, форма собственности, наименование, ИНН, ОГРН и т.д.), фиксации режима работы, наличие количества работников. По итогам визуального осмотра информация предоставляется Рабочей группе, которая окончательно определяет объекты, время проведения проверки и участников выездной группы. Обязательным условием проведения такой проверки является обеспечение ее внезапности путем строгой конфиденциальности работы Рабочей группы.

Проведение данного мероприятия осуществляется только под руководством представителя прокуратуры, в адрес которой ПФР предоставляет письменную информацию о возможном наличии фактов нелегальной занятости (на основании решения Рабочей группы по окончательному выбору объектов проверки).

В зависимости от предполагаемого количества работников в состав выездной группы обязательно приглашаются представители полиции для обеспечения правопорядка. Если на объекте проверки предположительно работают до 10 человек, то количество полицейских может быть не более 2-х человек. Если объектом проверки является большой торговый комплекс или рынок, то необходимо такое количество полицейских, которые могли обеспечить закрытие объекта по периметру для установления личностей работников. В данном случае, также необходимо участие представителей Управления Федеральной миграционной службы (далее – УФМС) для проверки соблюдения миграционного законодательства.

Примером проведения такого мероприятия является проведенный 19 марта 2015 года выездной рейд по коммерческим организациям Заводского района г. Саратова комиссией в составе: представителей областной прокуратуры, прокуратуры Заводского района г. Саратова, министерства занятости, труда и миграции области, министерства экономического развития и инвестиционной политики области, Государственной инспекции труда, Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования, областной налоговой инспекции Заводского района г. Саратова, администрации г. Саратова, полиции г. Саратова, журналистов ГТРК. На основании этого опыта, а также информации, полученной от органов власти других субъектов РФ, осуществляющих координацию деятельности, направленной на снижение нелегальной занятости, составлен настоящий Регламент.

В процессе проведения рейда журналистами ГТРК был отснят видеосюжет о данном мероприятии, который размещен на сайте ГТРК.

В ходе рейда были проведены контрольно-надзорные мероприятия по выявлению фактов неоформленных трудовых отношений между работодателями и их работниками. Во всех проверяемых организациях данные факты были установлены и документально зафиксированы. В процессе проведения мероприятия можно классифицировать следующие системные признаки, характеризующие проведение проверки на объекте:

- отсутствие работодателя;

- отсутствие документов, характеризующих наличие трудовых отношений (трудовые договоры, трудовые книжки работников);

- попытки работников покинуть рабочие места;

- попытки работников выдать себя за посетителей (необходимо сразу зафиксировать наличие элементов спецодежды и специнвентаря у работников);

- отказ работников предоставить документы, удостоверяющие личность;

- отказ работника в предоставлении им письменных объяснений и т.д.

В случае отказа работников предъявить документы, удостоверяющие личность, рекомендуется предложить ему осуществить в полицейском участке процедуру установления личности. Как показывает практика, за этим сразу же следует предъявление необходимых документов.

В случае отказа работника от предоставления письменных объяснений, руководитель группы (работник прокуратуры) составляет соответствующий акт, который подписывается членами выездной группы.

В процессе опроса работника ему задаются следующие вопросы:

  1. Какой период времени он работает в данной организации? Если работник твердо знает, что трудовые отношения с ним не оформлены, то как, правило,
    он называет либо последний месяц до данного мероприятия, либо в течение последнего месяца до данного мероприятия. Если работник уверен, что трудовые отношения с ним оформлены, то он может называть любой более длительный период.
  2. Подписывал ли он трудовой договор и есть ли у него его экземпляр? В случае, если работник уверенно утверждает о наличии у него его экземпляра трудового договора, необходимо договориться с ним о предъявлении его копии в прокуратуру. Если работодатель не отчисляет на данного работника страховые выплаты, а эта информация тут же оперативно проверяется работниками ПФР и фонда соцстраха (по телефону), то работнику сообщается об отсутствии оформленных трудовых отношений с ним, с последующим привлечением работодателя за данное нарушение.
  3. Где находится трудовая книжка работника? Как правило, работник передает трудовую книжку работодателю и в случае сокращения или увольнения работника недобросовестный работодатель может ее не вернуть.
  4. Какую заработную плату он получал за последний месяц? На основании проведенного рейда на данный вопрос работники либо затруднялись что-либо ответить, либо назвали примерный размер минимальной заработной платы, установленной в 2014 году (6 200 рублей).
  5. В каком режиме работает работник (полный или не полный рабочий день)? Если он работает в режиме неполного рабочего дня, необходимо зафиксировать информацию о режиме работы объекта (как правило, ее размещают на видном с улице месте) и уже по результату ответа, если не полный день, то можно сделать вывод о наличии либо еще одного работника, либо о фиктивности установления режима неполного рабочего времени с соответствующими последствиями для работодателя.

Задаются и другие вопросы по ситуации.

После окончания рейда, все процедурные и следственные действия осуществляются работниками прокуратуры и ГИТ.

На основании полученной от органов власти других субъектов РФ информации по борьбе с нелегальной занятостью, применяется практика проведения профилактических мероприятий с участием представителей администрации муниципального образования, членов Рабочей группы и прокуратуры, таких как проведение совещаний с индивидуальными предпринимателями, руководителями или владельцами предприятий и организаций. На такие совещания приглашаются представители работодателей, предоставляющие в ПФР и фонд соцстраха «некорректную» отчетность. На таких совещаниях заслушиваются объяснения представителей работодателей, и по результатам заслушиваний принимается решение об осуществлении выездного мероприятия либо других действий, направленных на легализацию трудовых отношений.

Главная цель проведения всех мероприятий - это постоянные ежемесячные поступления в ПФР и фонд соцстраха страховых отчислений от работодателей на лицевые счета работников. Контроль за выполнением установленных в Соглашении между Рострудом и Правительством Саратовской области показателей по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, будет осуществляться Рострудом.

На основе информационной базы ПФР будет осуществляться персональный учет работников, на лицевые счета которых начнут перечислять работодатели страховые взносы после выявления неоформленных трудовых отношений и последующего за этим их оформлением.

 

Дата последнего изменения: 16.01.2020 14:38

Новости

ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Саратовской области на 20 апреля 2024

20.04.2024:  ночь: переменная облачность. Местами кратковременный дождь, возможна гроза. Ветер северо-западный 5-10 м/с, местами порывы до 14 м/с, Температура +7...+12°, местами в Правобережье...

19 апреля 2024 14:33

В преддверии празднования дня органов местного самоуправления в художественном музее прошло торжественное мероприятие

В зале собрались главы администраций  муниципальных образований, заместители,  специалисты, депутаты, начальники отделов и все причастные к празднику, который закрепился на календаре 21 апре...

19 апреля 2024 14:27

6

Твори, мечтай, дерзай!

Сегодня в фойе РДК состоялась презентация районной выставки детского творчества «Твори, мечтай, дерзай!»

19 апреля 2024 14:23

6

Все новости
00:00